Виталий Касаткин стал первым российским
художником, работающим с нефтью в качестве краски. Его работы –
невероятно объемные, живые и детализированные. С первого взгляда
невозможно понять, что живописец использовал какой-то необычный
материал. Картины совершенно не пахнут и краски на холсте не черного
мазутного цвета, а оттенка сепии. Если приглядеться, то на некоторых
полотнах можно заметить оттенки желтого и красного.
Мастер-класс проходил в рамках выставки
Виталия Касаткина «Неизведанная красота нефти». В экспозиции
представлены как его ранние работы, выполненные в технике рельефной
живописи, так и «нефтяные» пейзажи. По словам самого художника, это
первая крупная «нефтяная» выставка в России.
«У якутской нефти благородный цвет»
Виталий Касаткин: Попробовать поработать с нефтью мне предложили мои знакомые. Они знали, что я пишу картины в технике рельефной живописи, и поэтому решили, что я буду не против экспериментов.
NV: Многие художники отнеслись бы к такой идее с изрядной долей скепсиса.
В.К.: Я знал, что есть художники, рисующие нефтью. Один живет в Азербайджане, другой – в Белоруссии. Выходит, я первый художник в России, работающий с нефтью. Были живописцы и до меня, которые пробовали рисовать ею, но у них не получалось.
В первый раз я рисовал на стекле.
Получился некий «нефтяной витраж». Можно даже сказать, что нефть как
заменитель краски подошла мне полностью. Поначалу я экспериментировал,
набирался опыта и набивал руку около года. Одна из первых удачных работ –
«Зимний Спас». Когда рисовал этот пейзаж, то использовал и нефть, и
обычные краски.
В.К.: На днях мне подарили банку якутской нефти. Из нее можно создавать настоящие шедевры. Она – тягучая, но при этом очень хорошо расплывается на холсте. У нее очень приятный теплый оттенок. К слову, у нефти в каждом регионе страны – свой неповторимый цвет. Например, у нефти, добываемой в Астрахани, желтоватый оттенок, у якутской – темно-коричневый благородный цвет.
«Никто не верил, что Ленские столбы реально существуют»
NV: Если художники начнут заимствовать вашу технику, вы не будете считать это плагиатом и бездумным копированием?
В.К.: Я считаю, что чем больше отдаешь, тем больше получаешь.
Убедился в этом на своем опыте. В университетах за рубежом я знакомил
студентов с техникой рельефной живописи. Кроме того, у каждого живописца
своя техника и художественная манера. Даже на мастер-классе каждый
рисовал по-своему. Ни одна из работ не была похожа на другую.
В.К.: Одна из моих первых выставок проходила в представительстве Якутии в Санкт-Петербурге. В Якутск я также приехал по приглашению постпредства, провел здесь три мастер-класса. В республике я во второй раз. Если честно, я не ожидал, что выставка и мастер-класс вызовут такой большой интерес среди якутян.
А в картине с Ленскими столбами я
попытался передать в первую очередь впечатление от этого «чуда света».
Словами и даже на холсте увиденное в полной мере не передать. Я
показывал эту работу в Германии на выставке. Немцы не верили, что
изображенные на картине красоты действительно существуют. Они даже дали
название этой картине – «Фантазия». В итоге она заняла первое место на
конкурсе. Но никто все равно не хотел верить мне, что Ленские столбы
существуют. Все смотрели на меня как на сумасшедшего. К счастью, нашелся
один немец, выходец из Якутии, который подтвердил мои слова и сказал,
что красота, изображенная на холсте, реально существует.
NV: Вы рисуете обычными кисточками?
В.К.: Сперва рисую кистью, потом прорисовываю деталью смастеренным
мной инструментом. Картины сохнут долго – около двух суток. Чтобы нефть
высыхала быстрее, я кладу картины возле печки. Рисовать нефтью можно и
на листе ДВП, и на шелке, и на батике. Это зависит уже от фантазии
художника.
«Смешиваю известь с нефтью и смолой»
В.К.: Сам цвет нефти на холсте может варьироваться от желтоватого до черного. Чтобы получить желтый цвет, я смешиваю известь со смолой и нефтью. Из нефти можно получить даже голубой оттенок, но он плохо сочетается с коричневым. Совсем недавно мне удалось выделить зеленый цвет.
NV: Вы ведь чем-то разбавляете нефть, чтобы она не ложилась на холст просто черным пятном?
В.К.: Иногда разбавляю нефть бензином или скипидаром – тем, что под руку попадется. Некоторые работы я покрываю смоляным лаком, который изготавливаю сам из сосновой смолы. Смола растапливается, отстаивается и затем валиком ею можно покрыть готовые работы. Это старинный рецепт лака, который передавался в нашей семьей из поколения в поколение, как и техника рельефной живописи. А обычным лаком картины, нарисованные нефтью, покрывать нельзя.
NV: Ваши картины не огнеопасны?
В. К.: Что вы, вовсе нет. Мало того, что они не огнеопасны, они еще и долговечные. Многие думают, что со временем нефть на холсте высыхает и трескается, но я пока ничего подобного не замечал.
NV: Планируете организовать еще одну персональную выставку в Якутске?
В. К.: Мне бы очень хотелось приехать в Якутию еще раз – провести мастер-классы, показать больше своих работ. Сейчас я работаю над проектом «Чудеса света». В Якутии столько удивительных мест – Ленские столбы, Полюс холода, виды Индигирки. Всю эту красоту хотелось бы отразить на полотнах. В школе для слабовидящих я бы хотел провести курс реабилитационных занятий «14 шагов» для сохранения зрения. Более того, мне хотелось бы создать в Якутске школу по технике рисования нефтью.